Одним из главных требований при монтаже опалубочной системы является обеспечение минимальной адгезии бетонной смеси к контактным поверхностям опалубки. Для решения этой задачи мастерами используется специальная смазка для опалубки. Ею обрабатываются щиты съемной опалубки в местах соприкосновения с бетоном. Сегодня на рынке присутствует огромное количество разделяющих составов, отличающихся по своим техническим характеристикам. В этой статье мы уделим этому вопросу максимально пристальное внимание.
— На водной основе. Ключевым преимуществом данного типа является низкая цена. В водную основу добавляют особые компоненты, никак нереагирующие с бетонной смесью. Образующийся после испарения воды тонкий слой на поверхности опалубочных щитов минимизирует прилипание бетона. Однако справедливости ради стоит сказать, что смазки на водной основе не всегда справляются с поставленными задачами.
— На комбинированной основе. Очень эффективные составы. Отличаются высокой стойкостью и стабильностью, легко наносятся на контактные поверхности и сохраняют свои свойства на протяжении недели. Обладают водоотталкивающими свойствами, минимизируют пористость и замедляют схватывание верхнего слоя бетона. Комбинированная смазка для опалубки обеспечивает легкий демонтаж опалубочной системы и высокое качество литья. Ввиду своей дороговизны пользуются не очень высокой популярностью.
— На основе водоотталкивающих компонентов. Как правило, в процессе изготовления этих разделяющих составов используются жировые кислоты и различные типы масел. Для них характерны отличные водоотталкивающие характеристики. Единственным минусом выступает достаточно высокая цена, особенно на импортную продукцию. Масло для смазки опалубки легко наносится на поверхности из дерева, металла, пластика и OSB. После схватывания бетона щиты легко отделяются и поддаются чистке.
— С замедлителями схватывания бетонной заливки. В состав таких смазок включены меласса и танин. Их задача продлить сроки застывания бетона в местах его контакта с опалубочным щитом. Обращаем ваше внимание, что такие составы лучше использовать в тех случаях, когда качество лицевой поверхности железобетонной конструкции не очень важно.
Представляет собой очень популярный в монолитном строительстве разделяющий состав. На 60-80% изготавливается из минеральных масел с 40-20% добавкой поверхностно-активных веществ. В зависимости от потребностей в «Эмульсол» могут добавлять спирт, полиэтиленгликоль, бактерицидные и другие добавки. После обработки контактных поверхностей опалубки, на них появляется тонкая масляная пленка. Смазка для опалубки «Эмульсол» может выпускаться как в готовом виде, так и в форме концентрата. Концентрат разводится с теплой водой и кальцинированной содой в пропорции, рекомендованной изготовителем. Введение концентрированного «Эмульсола» в емкость с водой следует осуществлять медленно, непрерывно помешивая. Сегодня на рынке присутствует продукция от импортных и отечественных производителей. По большому счету, различие заключается только в цене.
К обработке опалубки смазкой приступают сразу же после сборки. Для достижения максимальных рабочих характеристик и снижения расхода материала, контактные поверхности опалубки должны быть очищены от мусора и остатков старой песчано-цементной смеси. Готовые бетонные конструкции обязательно защищают от попадания смазки полиэтиленовой пленкой либо брезентовым полотном. Расход смазки для опалубки напрямую зависит от выбранного способа нанесения. Немасштабные работы можно проводить при помощи резиновых кистей или валиков. Этот способ достаточно удобен, но подразумевает повышенный расход разделителя. Более же быстрый и технологичный метод – нанесение посредством пневматического пистолета. В этом случае, расход значительно снижается, а защитный слой получается более равномерным. Следует помнить, что в зависимости от рабочих условий, можно применять различные насадки для пистолета. Оптимальным расстоянием для нанесения принято считать – 1 метр от опалубочного щита.
Несмотря на экологическую безопасность разделяющих составов, в процессе работ обязательно следует использовать индивидуальные средства защиты для лица и тела. Работы по укладке армирующего арматурного каркаса и заливке бетона допускается проводить только после подсыхания нанесенного слоя.
Альтернативным вариантом смазки для опалубки, по сути, может быть практически любой продукт на основе нефтепереработки. Как правило, в немасштабном частном строительстве в качестве разделяющего состава используют отработанное моторное и трансмиссионное масло, дизельное топливо, мазут, тосол или жидкое мыло. Эти же средства могут применять и недобросовестные строители. Конечно, свои функции вышеперечисленные составы выполняют, но существует целая масса рисков. В частности, моторное масло оставляет жирные пятна на бетоне, негативно сказывается на опалубочных щитах и может выделять токсичные соединения в окружающую среду. Как вы видите, экономия в данном случае неуместна и даже вредна!