Технология монолитного строительства жилых и промышленных сооружений для обеспечения должного уровня прочности бетонных конструкций подразумевает их обязательное армирование. Установка опалубки и арматуры является очень ответственным процессом, от которого напрямую зависит надежность, долговечность и безопасность будущего строения. Армирование выполняется при строительстве фундаментов, стен, перекрытий, колонн, пролетов мостов и многих других конструкций. В зависимости от особенностей конструкции, подбирается тип арматуры и схема ее укладки в опалубку.

Арматура для опалубки фото
Арматура для опалубки фото

Какие преимущества дает укладка арматуры в опалубку:

— стойкость отливаемого изделия к колебаниям температурного фона;

— существенное увеличение допустимых механических нагрузок;

— высокая надежность конструкций самой сложной и необычной формы;

— минимальный риск образования трещин вследствие усадки и сейсмической активности;

— продления эксплуатационного срока постройки.

Разновидности армирования

  • Монолитное. Как правило, данная технология востребована при изготовлении блоков из железобетона. Суть заключается в каркасной инсталляции стальных прутьев, которые связаны между собой вязальной проволокой, сваркой или хомутами как по вертикали, так и поперек. Монолитное армирование позволяет достигать очень высокой прочности железобетонной конструкции.
  • Дисперсное. В качестве основного материала при дисперсном армировании выступает стекловолокно либо кевлар. В рамках дисперсного армирования профессионалы добавляют в незатвердевшую бетонную смесь мелкодисперсные компоненты. После застывания, бетон приобретает дополнительную прочность и устойчивость к появлению трещин.
  • При помощи сетки. В современном строительстве армирующая сетка пользуется достаточно высокой популярностью. В зависимости от материала изготовления, она бывает металлической, полимерной либо композитной. Стальные сетки считаются наиболее прочными, но у них есть один недостаток – подверженность коррозии. В связи с этим, все большим спросом пользуются сетки на основе композитов и полимеров.

На какие функциональные группы классифицируется арматура для опалубки?

  1. Рабочая. Задача данной арматуры – принимать на себя основную часть эксплуатационных нагрузок. Она может иметь различное сечение и подбирается, исходя из проектных расчетов.
  2. Вспомогательная. Монтаж этого вида арматуры осуществляется в промежутках между рабочей арматурой. При правильной укладке достигается равномерное распределение нагрузок по всей железобетонной конструкции. Вспомогательная арматура обеспечивает целостность бетонного изделия на этапе формования.

Установка опалубки и арматуры

Работы по укладке армирующего каркаса в опалубку начинают до момента заливки бетона. При этом крайне важно соблюдать технологические нормы. В противном случае, есть риск отвала бетона, появление внешних деформаций и растрескиваний. Крайне важно обеспечить неизменное пространственное положение арматурного каркаса на протяжении всего процесса заливки бетонной смеси. Чтобы зафиксировать арматуру используют вязальную проволоку, подкладки из металла или бетона. Дабы добиться высокого качества готового изделия, специалисты обязательно следят за соблюдением технологических отступов от опалубочных щитов. Диаметр арматуры подбирается с учетом габаритов будущей конструкции и испытываемых нею нагрузок. Не допускается укладка стальных прутов с явными признаками коррозии, следами краски и смазывающих материалов.

Установка арматуры для опалубки фото
Установка арматуры для опалубки фото

Этапы монтажа:

  • Подготовка строительной площадки. Удаляется весь строительный мусор. С помощью специализированного измерительного инструмента выполняется разметка и проводится ряд подготовительных работ для монтажа опалубочной системы.
  • После контрольных замеров, выполняется монтаж опалубки. Акцентируем ваше внимание, в обязательном порядке опалубочные щиты должны быть немного выше отливаемой железобетонной конструкции.
  • Как только опалубка будет установлена, осуществляется вязка арматуры. Прутья укладывают по всей площади опалубки, следя за тем, чтобы между щитами и арматурой оставалось расстояние. Чтобы повысить скорость и качество работ, рекомендуется использовать специальные зажимы для арматуры опалубки. Также фиксация возможна с помощью сварки, проволоки и хомутов. В зависимости от конкретного объекта, подбирается толщина и марка стали, из которой изготовлены прутья. В настоящее время арматура для опалубки реализуется в виде отдельных прутьев, мотков и готовых сварных конструкций.
  • Следующим этапом идет заливка бетонной смеси в опалубку. Для достижения наивысшего качества литья профессионалы используют специальные трамбовочные машины. С их помощью удаляются все воздушные карманы, что в разы увеличивает крепость конструкции. Хорошим решением является добавка в бетон гидроизоляционных компонентов. Это позволяет защитить арматуру от коррозии.
  • Демонтаж опалубочной системы осуществляется после набора бетонной заливкой 80% прочности.

Соединение винтовой арматуры для опалубки внахлест

Технология монолитного строительства допускает соединение арматурных прутов внахлест. Данный метод достаточно простой, надежный и позволяет сэкономить время. Он подходит для прутов, толщина которых не более 36 мм. При соединении внахлест запрещается размещать места стыков в зонах повышенной нагрузки на бетонную конструкцию. Дабы обеспечить беспрепятственное проникновение бетона между прутьями, необходимо выдержать расстояние по вертикали и горизонтали не менее 1 диаметра используемого арматурного прута.

При использовании арматуры диаметром более 25 мм рекомендуется выполнять соединение посредством винтовых муфт. Это позволит существенно сэкономить бюджет строительных работ, так как соединение внахлест увеличивает перерасход материала на 20% и более.

Самые распространенные ошибки при армировании

Купить качественную арматуру для опалубки – это лишь половина дела. Гораздо важнее выполнить ее правильную укладку. Ниже мы остановимся на наиболее распространенных ошибках, допускаемых строителями.

  • Армирование углов ленточных фундаментов посредством перекрестий стержневой арматуры. Такой подход в корне неверен и ведет не только к ослаблению конструкции, но и нередко провоцирует расслоение бетона.
  • Изгиб арматуры класса А-3 более чем на 90 градусов в холодном состоянии. На практике доказано, что при превышении этого показателя вдвое, прочность прута снижается на 10%. Соответственно падает и надежность железобетонного изделия.
  • Термическое или механическое воздействие в месте сгиба. Дабы упростить процедуру гибки арматурных прутов, некоторые строители нагревают их в месте изгиба либо делают запил болгаркой. Такой подход сильно влияет на несущие возможности и может привести к разрушению конструкции под нагрузкой.
  • Использование вместо специализированной арматуры различных других изделий из металла. Бывают случаи, когда недобросовестные исполнители заменяют арматуру старыми водопроводными трубами, рельсами, листовым металлом и другими изделиями. Делать это категорически не рекомендуется. Надежность строения может упасть в разы. К примеру, попадание в бетон алюминиевых элементов приводит к возникновению химической реакции, постепенно разрушающей изделие изнутри.

Дабы избежать ошибок – обращайтесь к профессионалам!

Работы по армированию фундаментов лучше доверить компетентным специалистам. Сотрудники компании «Ордос Опалубка» с радостью помогут с подбором и покупкой арматуры, выполнят ее доставку на строительный объект и произведут монтаж, с учетом всех технических особенностей проекта.